Разработка
открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева
«Стрижонок Скрип»
Цели урока:
·
Познакомить детей с произведением В.
П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
·
Учить детей сочувствовать, сопереживать,
понимать глубину произведения.
·
Совершенствовать навыки чтения,
развивать устную речь, долговременную память, логическое мышление и кругозор
учащихся.
·
Воспитывать любовь и уважение к птицам, бережное отношение к «братьям нашим меньшим» к природе.
Оборудование:
портрет В.П.Астафьева, иллюстрация с
изображением птиц, карточки со словарными словами, заготовки учащихся (карточки
со словами, книжки-раскладушки), учебник «Литературное чтение. 4 класс, сост.
Л.Ф.Климанова и др.».
Ход
урока
Звучит музыка леса,
звуки птиц
I.
Организационный
момент.
II.
Вступительное
слово учителя.
- Удивительную Зеленую
страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там
неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на
каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
«Где же эта страна?»,
спросите вы…
Она не за морями, не за
горами, а рядом с нами!
Путешествуя сегодня по
этой замечательной стране «Природа и мы», мы станем создателями анимационного
фильма, название которого мы прочитаем вместе! (на доске «Стрижонок Скрип»)
А кто автор рассказа?
(на доске портрет писателя)
III.
Чтение
пословиц.
А сейчас прочитайте пословицы:
«При солнышке тепло, при матери
добро»
«Друзья познаются в беде»
«На друга надейся, а сам не
плошай!»
В конце урока выберите пословицу, которая определяет
главную мысль нашего фильма.
IV.
Подготовительная
работа к проверке домашнего задания.
-Ребята, так как мы будем озвучивать наш фильм,
подготовим артикуляционный аппарат к работе.
Дыхательная зарядка.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
V.
Проверка
домашнего задания.
- И так начнем создавать фильм.
Вспомним то, что нам уже известно о стрижонке, нам
поможет домашнее задание, которое было интересное и необычное.
ü Какое
было домашнее здание?
ü Иллюстрация
понравившейся части, чтение этого отрывка и пересказ (на доске рисунки учащихся).
ü Выписать
эпитеты для описания стрижонка и мамы-стрижихи (на доске к рисунку птиц
заготовки эпитетов: строгая, серьезная, добрая, заботливая, хорошая;
любознательные, маленькие, проворные, шустрые).
VI.
Словарно-лексическая
работа.
- Сейчас мы продолжим знакомство с текстом.
Для того чтобы все слова были понятны – проведем
словарно - лексическую работу (слова на доске).
ü К яру
ü Гомон
ü Спикировал
ü Выскребал
ü Поднял
VII.
Физминутка.
Мы похлопали в
ладоши
Громче, веселее
Наши ножки
постучали,
Громче, веселее.
По коленочкам
ударим
Тише, тише.
Наши ручки
поднимайтесь
Выше, выше.
Наши ручки
опустились
Ниже, ниже.
Завертелись,
закружились и за парты сели.
VIII.
Работа
над текстом.
ü Чтение
цепочкой: учитель – дети – учитель
ü Чтение
вопросов и ответы учеников (стр.110 «Литературное
чтение. 4 кл.» Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч 2 / (Сост. Л.Ф.
Климанова и др.)- М. : Просвещение, 2009.).
Кто
стал главным воспитателем? чего он начал
свое воспитание?
Чему
научился стрижонок?
Почему
стрижата остались одни? Докажите, что стрижата «дружный народ»?
С
какой они столкнулись проблемой и как преодолел её?
Почему
Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему
выжить?
IX.
Проектная
деятельность на уроке. Выставка книжек-малышек (домашние заготовки
учащихся) с пословицами, поговорками,
стихами о птицах.
X.
Итог
урока.
– Возвращаясь к
пословицам, посмотрите, какая пословица подходит к рассказу? Как раскрывается
основное содержание (ответы детей).
Звучит музыка (звуки
леса, пение птиц)
- И так, сегодня
путешествую по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что
сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И
надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
С каким настроением вы
уходите с урока? Выйдете к доске и покажите гостям (листы с изображением мимики
(грустные, веселые).
|